История танка Т-34

Презентация

В начале ХХ века существовало деление танков на «крейсерские» для прорыва вражеского фронта и пехотные для сопровождения своих войск.

            Т-34 впервые доказал, что танк должен быть универсальным: и для прорыва, и для сопровождения.

            Начнём с отзывов врагов:

— Гейнц Гудериан: «Их Т-34 был лучший в мире».

— Фельдмаршал Модель: «Если бы мы знали, что у русских есть такой танк, мы бы не начали эту войну».

— Из приказа по войскам на восточном фронте: «…запрещается под страхом расстрела кричать: «русские танки прорвались!»

— За подбитый «Т-34» полагался «Железный Крест» и отпуск в Германию. Многие получали кресты… только деревянные.

— Из отчётов «полевых командиров»: «…обстрел танка Т-34 давал переменный успех. При стрельбе с фланга даже на расстоянии 100 м снаряды отскакивали от брони».

— «Русские снаряды пробивали броню немецких танков с расстояния 1,5-2 тыс. м, тогда как немецкие могли поражать Т-34 русские с расстояния не более 500 м» (генерал Эрих Шнейдер).

            А меж тем «рождение» нового танка происходило сложно и мучительно.

            Конструкторами новой машины были Михаил Ильич Кошкин и Александр Александрович Морозов. Они добивались казалось невозможного: чтобы танк имел вес среднего, а по бронированию и калибру орудия не уступал тяжёлому. И этого удалось достичь: рациональный наклон брони делал её трудно пробиваемой. Это позволило «сэкономить» массу для установки крупнокалиберной пушки.

            При проектировании учитывался опыт боёв в Испании, на Халкин-голе и Хасане, зимней войны с Финляндией.

            Работа шла в тяжелейших условиях: над конструкторами постоянно висел дамоклов меч. Их непосредственные руководители по доносу были арестованы и расстреляны.

            Простудившись во время зимних испытаний, М.И. Кошкин слёг в больницу и умер 26 сентября 1940 года. Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны Т-34 пошёл в серию.

            По рейтингу Top Ten Tanks, составленному телеканалом Military Channel в 2007 году на основе опросов британских и американских военнослужащих, Т-34 стал лучшим танком ХХ века.

            Он получил предельные оценки за следующие показатели:

            — огневая мощь,

            — защищённость,

            — подвижность,

            — технологичность.

                        Достоинства Т-34:

            — низкий силуэт,

            — устойчивость к возгоранию,

            — отличная проходимость,

            — простота в производстве и ремонте («Тигра» и «Пантеру» починить на поле боя было почти невозможно),

            — заднее расположение трансмиссии (у немцев она была спереди, что резко увеличивало высоту машины),

            — неприхотливость: работал на дизельном топливе, тогда как «немцы» требовали высококачественного бензина,

            — живучесть.

                        Недостатки:

            — большая шумность,

            — длинный шлейф выхлопных газов, заметный издалека,

            — очень тугие рычаги управления – водитель должен был «иметь силёнку»,

            — поначалу отсутствие радиосвязи, а в дальнейшем её плохое качество,

            — неудовлетворительный обзор во время боя (приходилось открывать люки),

            — трудность спасения стрелка-радиста (не имел отдельного входного люка, часто погибал).

 

            Тактико-технические данные Т-34/85:

           

            Масса – 32 т

            Экипаж – 5 человек

            Броня:

            — лоб 45 мм

            — борт 45 мм

            — верхний лист кормы 45 мм

            — нижний лист кормы 40 мм

            — передний лист крыши 16 мм

            — лоб башни 90 мм

            — бок башни 75 мм

            — крыша башни 20 мм

            — максимальная скорость 55 км/час

            Запас хода 400 км

            Вооружение:

            — пушка С-53 (55 снарядов)

            — два пулемёта ДТ калибра 7, 62 мм  

 

            До сих пор Т-34 находится на вооружении ряда стран «третьего мира».

           

            Советские танкисты-герои, воевавшие на Т-34:

           

            Танковый ас № 1 – Дмитрий Фёдорович Лавриненко – уничтожил 52 танка противника. Кубанский казак из станицы Бесстрашной. Воевал всего 2,5 месяца.

18 декабря 1941 года в бою за деревню Горюны был убит случайным осколком. Звание – гвардии старший лейтенант. Награды: орден Ленина, медаль «Золотая Звезда». Герой Советского Союза (посмертно).

 

            Ещё один танковый ас – Владимир Александрович Бочковский – уничтожил 36 танков противника. Родился 28 июня 1923 года в городе Тирасполь Молдавии в семье служащего. В боях Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Славился как мастер рейдов в тыл врага. Пять раз горел в танке, шесть раз был ранен, четыре раза тяжело.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Владимиру Александровичу Бочковскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
            В 1954 году окончил Военную академию бронетанковых войск, в 1964 году — Военную академию Генерального штаба. С 1980 года генерал-лейтенант танковых войск В.А. Бочковский — в отставке. Жил и работал в городе Тирасполь. Скончался 7 мая 1999 года. Похоронен в Тирасполе, на аллее Славы кладбища «Дальнее».

 

Степан Григорьевич Компаниец родился 13 июня 1926 года на Урале в семье кузнеца и потомственного хлебороба.

В октябре 1943 года был призван в армию и направлен в снайперскую школу Южно-Уральского военного округа. Оттуда в звании ефрейтора его направили на 1-й Прибалтийский фронт. В боях за город Елгаву Степан Григорьевич был ранен. После госпиталя, пройдя кратковременную специальную подготовку, получил назначение в действующую армию, но теперь уже на 1-й Украинский фронт, в состав 4-й гвардейской танковой армии. Участвовал в боях за освобождение от фашистских оккупантов Белоруссии, Литвы и Латвии. В составе 162-й танковой бригады участвовал в освобождении Польши, с боями дошел до Берлина, участвовал в его штурме, освобождал Прагу.

            В 1945 году ему было всего 19 лет. Отличился в боях за Прагу. Последний выстрел произвёл 15 мая 1945 года. Но Степан Григорьевич, как и многие солдаты, еще долго оставался в строю – до ноября 1946 года. Служил в Чехословакии, Австрии, Венгрии…

В течение многих лет С.Г. Компаниец работал в Главном управлении уголовного розыска МВД СССР. Вышел в отставку после более чем сорока лет службы в милиции с должности заместителя начальника Управления оперативно-розыскных учётов и оперативной информации ГНИЦУИ МВД СССР. Легендарный оперативник уголовного розыска страны, Степан Григорьевич Компаниец награжден орденами Отечественной войны I-й степени, Славы III-й степени, «Знак Почета», Жукова, Петра Великого, а также многими государственными и ведомственными медалями.

В 1960-е годы на экраны Советского Союза вышел фильм «Жаворонок» о побеге советских танкистов с фашистского полигона в Германии и их героическом рейде на захваченном Т-34 по территории III рейха.

Фильм основан на реальных событиях. Имеются свидетельства о двух таких случаях: с Ордруфского полигона и из-под Куннерсдорфа. В обоих случаях танкисты погибли, уничтожив столько врагов, сколько смогли. Имена их остались неизвестными.

 

Семён Васильевич Коновалов и его экипаж: механик-водитель Козыренцев, наводчик Дементьев, заряжающий Герасимлюк, младший механик-водитель Акинин, стрелок-радист Червинский. 17 ноября 1942 года, стреляя из засады, блокировали немецкую колонну, уничтожив

16 танков, 2 бронемашины и 8 грузовиков с пехотой.

Немцы смогли поджечь «русское чудовище», только выведя на прямую наводку

105-миллиметровое орудие.

По ошибке экипаж был признан погибшим. Но схоронили их рано. Продвигаясь по фашистским тылам, на четвёртый день они встретили немецкий танк, экипаж которого, расположившись на отдых, ел «курки» и «яйки», запивая шнапсом. Это оказался их последний обед…

            На трофейном танке герои вышли к своим и ещё три месяца на этом же танке воевали.

            13 марта 1943 года гвардии лейтенанту Коновалову Семёну Васильевичу было присвоено звание Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

            Семён Васильевич Коновалов умер 4 апреля 1984 года. Похоронен в Казани на Арском кладбище. Его именем названа одна из улиц города.

 

            Валентина Сергеевна Бархатова родилась в 1924 году в селе Мальта Иркутской области. Летом 1942 года окончила курсы механизаторов-водителей и воевала на подступах к Сталинграду. Позднее из-за тяжёлого ранения переквалифицировалась в пулемётчики. Освобождала Крым. За бои на Крымском направлении старший сержант Бархатова была награждена орденами красной Звезды и Славы 3-й степени.

            В ночь с 8 на 9 мая 1944 года танк подполковника Хромченко наехал на мину и был буквально разорван на части. Вместе с комбригом погибли механик-водитель Василий Бубенчиков, заряжающий Николай Фёдоров и стрелок-радист Валентина Бархатова. 12 мая 1944 года весь Крым был освобождён от фашистов.

            Посмертно храбрая девушка была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени. Она похоронена в сквере Победы в Симферополе. Её именем названы улицы в Омске и сёлах: Широкое и Иртыш Омской области. В омской школе № 106 действует музей «Память», где отдельная экспозиция посвящена Валентине Сергеевне Бархатовой.

                                  

Броня крепка и танки наши быстры,

                                   И наши люди мужества полны:

                                   В строю стоят советские танкисты,

                                   Своей великой Родины сыны.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о